Оценивая ушедший 2004 год, мы можем констатировать стабильные темпы роста Рунета. Последние статистические исследования показывают, что происходит успешное формирование и усиление позиций бизнес-инфраструктуры. Вхождение Рунета в данный этап развития, по нашим прогнозам, повлечет за собой не только количественные, но и качественные изменения в сети.
Все больший приоритет приобретает
использование Сети не только в качестве источника информации и
рекламной площадки, но и как действенный способ бизнес-коммуникаций.
Однако потребность полноценного использования интерактивных
возможностей Сети в качестве нового маркетингового инструмента
неизменно сталкивается с рядом проблем, в первую очередь связанных с
неэффективностью традиционных подходов к продвижению компаний на новом
рынке. Чем это обусловлено?
Во-первых тем, что масштабы и особенности среды Интернет позволяют
и требуют автоматизации ряда ключевых действий со стороны менеджеров
веб-проектов компаний. Отсутствие подобного рода автоматизации
неизбежно приводит к неупорядоченности процессов и, как неизбежное
следствие, отсутствию четкой причинно-следственной связи в управлении
проектом.
Во-вторых, спецификой информационных потоков. В Интернете ключевую
роль посредника между продавцом и покупателем все активнее выполняют не
традиционные СМИ и реклама, а поисковые системы и каталоги, вокруг
которых, в свою очередь, формируется поле поисковой и контекстной
рекламы. Именно эти два направления: поисковая и контекстная реклама на
сегодняшний день, на наш взгляд, пользуются наибольшим доверием со
стороны людей, ищущих в Сети информацию, товары и услуги.
Те же самые причины, которые обуславливают проблематичность
стандартных процессов маркетинга в онлайне, имеют и положительную
сторону. К безусловным достоинствам ведения онлайн-бизнеса можно
отнести поразительную по сравнению с оффлайном интерактивность
пользователя, возможность четко отследить статистику, как следствие,
проанализировать результативность маркетинговой кампании, высочайшую
масштабируемость и скорость реализации рекламных проектов и много
другое, за что маркетологи так любят Интернет.
Падение роли традиционной медийной рекламы привело к всплеску в
развитии такого направления Интернет-маркетинга, как поисковая
оптимизация (SEO). Вопросы оптимизации и раскрутки сегодня у всех на
устах, их обсуждают на форумах, заинтересованные люди встречаются как в
онлайне так и в оффлайне, в СМИ постоянно появляются материалы на эту
тематику, а в Сети резко повышается количество коммерческих предложений
данного направления. Тем не менее, несмотря на то, что данный вопрос
находится на подъеме, по большому счету, о становлении цивилизованного
рынка и, как следствие, о профессионализме в данной области говорить
еще рано. Только единичные компании и агентства Рунета имеют на сегодня
достаточный опыт, обладают достаточными ресурсами, человеческими и
производственными, чтобы на высоком уровне заниматься поддержкой и
продвижением сайтов. Не последним, на наш взгляд, является и тот
фактор, что лишь некоторые компании доросли до создания собственного
программного обеспечения, решающего задачи кибермаркетинга. Я не хочу
ни в коей мере приуменьшать профессионализм других компаний, не
обладающих собственным программным обеспечением, однако, такая позиция
накладывает целый ряд весьма значительных ограничений как на
сегодняшнюю работу, так и на перспективы завтрашнего дня. Тяжело
переоценить преимущество, которое дает наличие собственных программных
продуктов, интегрированных в единый пакет, обеспечивающий,
поддерживающий и существенно облегчающий все основные направления
работы современного оптимизатора. Это обеспечивает комплексный подход к
проблеме и значительно дополняет практический опыт по продвижению в
Сети коммерческих и информационных сайтов крупных российских компаний.
Сегодня, когда даже самостоятельная регистрация сайта и, тем более,
мониторинг всех изменений алгоритмов поисковых машин становится
нетривиальной задачей для опытного веб-мастера, полный комплекс работ,
проводимых для продвижения сайтов в Сети, требует максимальной
автоматизации. Когда, как в случае программных продуктов компании NetPromoter,
специалисты автоматизируют все доступные этапы продвижения сайта в
Интернет, автоматизация проводится с учетом постоянных изменений в
данной среде и возможностью работы программ "на вырост".
Продолжающееся динамическое развитие Рунета ставит перед
компаниями, работающими в сфере кибермаркетинга, новые вызовы и задачи.
Вот как определила для себя возможные пути развития наша компания.
Во-первых, это движение к созданию среды, не только сводящей воедино
вопросы планирования непосредственно продвижения, анализа и мониторинга
ресурса, но и сведение всех вышеперечисленных этапов работы над
ресурсом под единый интерфейс с сохранением возможности работать над
проектом на всех стадиях жизни Интернет-ресурса, сохранение
единообразия применяемых критериев оценки во время проведения всех
работ и т.д.
Во-вторых, это ориентация не только на веб-мастеров или
веб-администраторов, но и фокус на менеджеров, что является практически
эксклюзивным для комплексов данного направления. Оценивая сложившееся
положение, нельзя не отметить, что сегодня в Рунете сложилась ситуация,
при которой анализ и, соответсвенно, принятие решений по развитию
ресурса базируются исключительно на данных предоставляемых в лучших
случаях веб-администратором сайта, зачастую являющимся аутсорсным
партнером компании. Эта ситуация вызвана в значительной степени не
столько сложностью программного обеспечения для анализа и статистики,
сколько традиционной ориентированностью его в первую очередь на
веб-администратора, но ни в коем случае не на менеджера. Таким образом,
складывается парадоксальная ситуация, когда планы о дальнейшем развитии
и, что самое главное, мониторинг существующей ситуации производится, а
самое главное – интерпретируется людьми занимающимися непосредственно
продвижением сайта, т.е. априори имеющие собственный интерес как в
получении, так и в толковании данных результатов. Безусловно с точки
зрения менеджмента такая ситуация недопустима. NetPromoter проводит
линию на создание среды для оценки и контроля состояния ресурса
доступной не только для веб-мастеров, но и для руководителей компаний,
развивающих свое представительство в Сети. Разработка комплекса
программ для людей обладающих самыми базовыми знаниями, интуитивный
интерфейс программ, многоплановая система отчетов и постоянная
поддержка со стороны сотрудников NetPromoter обеспечивают клиентам
компании возможность постоянного контроля состояния веб-ресурса, в
точках критичных для повышения уровня посещаемости сайта целевыми
пользователями и соответственно увеличения уровня продаж. Таким
образом, менеджер компании получает инструмент для объективной оценки и
аргументированного обсуждения темпов развития сайта как с партнерами по
продвижению, так и непосредственно с исполнителями внутри компании, не
испытывая при этом дискомфорт от недостаточного уровня компетентности в
данном вопросе. Давайте оставим в прошлом ситуацию, когда руководитель
вынужден принимать на веру не только оценку нынешнего состояния
ресурса, но и перспективы его развития. Наша задача так модифицировать
наш продукт, чтобы менеджер мог стать полноправным участником процесса
принятия решений по развитию ресурса, а не сторонним наблюдателем, кем
он, по сути, в большинстве случаев является сегодня.
Частично разрешить данные проблемы была сделана попытка в новой
версии 7.0 программы Page Promoter. Я бы не хотел сейчас
останавливаться на технических особенностях новой версии. С
пресс-релизом Вы можете ознакомиться по ссылке: http://netpromoter.ru/news/2005_apr.htm
Также к набирающему обороту направлению деятельности компании можно
отнести сотрудничество с ведущими ВУЗами Москвы в сфере проведения
образовательных семинаров, научных конференций, и самое главное –
создание постоянно действующих курсов как очных, так и дистанционных
для переподготовки и повышения квалификации в области кибермаркетинга.
Т.е. на сегодняшний день вопрос стоит следующим образом: платформа
NetPromoter, закрывающая все вопросы по продвижению и развитию сайта,
как с точки непосредственного исполнителя этих работ, так и с точки
зрения менеджмента ресурса, возможность образовательных мероприятий по
кибермаркетингу, все это вместе с консалтинговыми услугами максимально
полностью закрывают весь объем проблем перед компаниями, решающими
задачи продвижения своего Интернет-ресурса.
Денис Кравченко
|