Украинский Дисконтный Клуб

Регистрация...
Вход для членов клуба:

О проекте и клубе UDC Дисконтная программа Раздел Качество и Конкурентноспособность Раздел Маркетинг и Интернет Раздел Библиотека Автоматизации торговли Каталог предприятий
Имя: Пароль:     
    Расширеный поиск... На начальную страницу сайта  Связаться с руководством UDC  Карта сайта
Обратная связь   |   Добавить статью   |   Регистрация   |   Предприятия   |   Карта сайта
  Разделы

  Сейчас на сайте
Сейчас, 1 гость и 0 посетителей онлайн.

Вы анонимный пользователь.


  Друзья
жалюзи и ролеты на МодномОкне
жалюзи на окна

  Объявления
Столбик

Доска объявлений
bizator.com

  
Автоматизация торговли: История одного дилера 1С
Опубликовано: 21 Июл, 2003 г. - 16:23 от admin

Автоматицация торговли Если вы возьмёте в руки коробку с каким-нибудь программным продуктом "1С", то можете найти информацию о развитой дилерской сети этой фирмы. Сеть дилеров действительно большая и здесь надо отдать должное фирме "1С". Однако давайте попытаемся понять, насколько качественно оказываются услуги дилерами. Для показательного примера возьмём самого крупного дилера "1С" в Новосибирске фирму "Маяк", которая выступает под торговой маркой ИТЦ "F1". Давайте рассмотрим разные аспекты деятельности этого дилера.


История одного дилера 1С
 

Антон Секачёв


Введение

Если вы возьмёте в руки коробку с каким-нибудь программным продуктом "1С", то можете найти информацию о развитой дилерской сети этой фирмы. Сеть дилеров действительно большая и здесь надо отдать должное фирме "1С". Однако давайте попытаемся понять, насколько качественно оказываются услуги дилерами. Для показательного примера возьмём самого крупного дилера "1С" в Новосибирске фирму "Маяк", которая выступает под торговой маркой ИТЦ "F1". Давайте рассмотрим разные аспекты деятельности этого дилера.

Борьба с компьютерными пиратами

Думаю, что для вас не секрет, что в России существует хорошо развитая индустрия по продаже нелицензионного программного обеспечения. Отмечу две основные причины этого явления. Во-первых, в России отсутствует культура покупки программ. Поэтому на тех людей, кто покупает программное обеспечение, обычно смотрят с сожалением, как на умалишённых. Во-вторых, цены на программы несоизмеримы с доходами рядового гражданина нашей страны. Так, например, самая простая, но очень полезная программа "WinZip" - популярный архиватор для Windows - стоит 29 долларов или около 825 рублей по текущему обменному курсу.

Конечно, программное обеспечение надо покупать хотя бы для того, чтобы поддержать его производителя и позволить финансировать дальнейшее развитие продукта. Но если умный человек для искоренения какого-либо недостатка борется с его причинами, фирма "1С" и её дилеры борются со следствием. Периодически проводятся рейды и выявляются места продажи нелицензионных копий программ "1С". При этом владельцы таких торговых точек несут наказание. Но, как вы уже догадались, это приводит лишь к тому, что диски с нелицензионными копиями программы "1С" исчезают лишь с прилавков киосков. Однако если вы состоите с продавцом компьютерных дисков в доверительных отношениях, то можете попросить его оказать вам небольшую услугу и продать нелицензионную копию какой-либо программы "1С". Уверен, что продавец не откажет. Поэтому максимум через неделю в руках у вас будет заветный диск. Его стоимость будет в 10 раз меньше (здесь кое-что зависит от вашего умения торговаться), чем та сумма, которую бы вы заплатили, законно приобретя эту же программу в магазине.

Центр "F1" проделал большую работу по проведению рейдов в Новосибирске, за что заслужил похвалу фирмы "1С". Но, не смотря на это, купить нелицензионную копию программы "1С" в нашем городе особого труда не составляет. Силы потрачены впустую?

Сайт в интернете

Здесь позвольте сделать маленькое лирическое отступление, уважаемый читатель. Дело в том, что слово "интернет" согласно последним соглашениям принято писать с маленькой буквы.

Итак, сайт центра "F1" находится по адресу http://www.center-f1.ru/. Если интересно, посмотрите на него. Лично меня там очень заинтересовала возможность по заданным критериям выбрать себе учётную программу. Для этого, расставляя мышкой галочки, требуется указать, какие участки деятельности предприятия требуется автоматизировать, нажать кнопку и через секунду-другую перед нами возникает ответ-решение. Просто, быстро и? глупо!

 

Давайте попробуем разобраться на простом условном примере, как работает "электронный помощник" центра "F1". Сотрудники центра "F1" составили некую базу данных (или электронную картотеку), где каждая программа описывается с точки зрения присутствия или отсутствия в ней набора некоторых стандартных возможностей и требований. Например:

Программа "1С:Предприятие"
Требование / возможность Наличие (да / нет)
Функции бухгалтерского учёта? да
Функции учёта производства? да
Возможность доработки программы собственными силами? да

Программа "Галактика"
Требование / возможность Наличие (да / нет)
Функции бухгалтерского учёта? да
Функции учёта производства? да
Возможность доработки программы собственными силами? да

Допустим, вы - владелец фирмы, имеющей сложное производство, и ищите программу для учёта в бухгалтерии и на производстве. Вы заходите на сайт центра "F1" и запрашиваете у "электронного помощника" программу, наделённую, среди прочего, функциями бухгалтерского и производственного учёта. В результате запроса будет получен ответ, где будут фигурировать программы "1С:Предприятие" и "Галактика". Далее вы начинаете сравнивать два предложенных варианта и видите очень значительную разницу в цене. Исходя из этих данных может сложиться ложное представление, что вам лучше приобрести программу "1С:Предприятие" потому, что в ней есть требуемые свойства и при этом цена сравнительно невысока.

Это заблуждение произошло потому, что центр "F1" не заложил в базу данных один очень важный параметр - качественную оценку по каждому свойству. Качество ранжируется по стандартной шкале, от 1 (очень плохое) до 10 (очень хорошее). При этом база данных должна была выглядеть примерно так:

Программа "1С:Предприятие"
Требование / возможность Наличие (да / нет) Качество (1-10)
Функции бухгалтерского учёта? да 5
Функции учёта производства? да 4
Возможность доработки программы собственными силами? да 10
Сумма     19
 
Программа "Галактика"
Требование / возможность Наличие (да / нет) Качество (1-10)
Функции бухгалтерского учёта? да 7
Функции учёта производства? да 8
Возможность доработки программы собственными силами? да 4
Сумма     19

Но даже по сумме качественной оценки, приведённой выше, нельзя сделать правильный выбор потому, что обязательно нужно учесть степень значимости для вашей организации по каждой возможности и требованию. Например, потребность в доработке программы собственными силами может отказаться очень незначительной, если вы хотите купить готовый продукт и не привлекать для его усовершенствования программистов. Для этого вводится вес компонентов. Коэффициент ранжирования (качество) умножается на выделенный для данной составляющей вес, что даёт соответствующие баллы. Затем взвешенные по каждой составляющей баллы суммируются. В итоге выбирается программа с наибольшей суммой баллов. Поэтому таблицы характеристик приобретают следующий вид:

 
Программа "1С:Предприятие"
Требование / возможность Наличие
(да / нет)
Качество
(1-10)
Вес (% от
общего)
Сумма
баллов
Функции бухгалтерского учёта? да 5 0,5 2,5
Функции учёта производства? да 4 0,4 1,6
Возможность доработки программы собственными силами? да 10 0,1 1
Сумма     19
(невзве-
шенная)
1,0 5,1
(взве-
шенная)

Программа "Галактика"
Требование / возможность Наличие
(да / нет)
Качество
(1-10)
Вес (% от
общего)
Сумма
баллов
Функции бухгалтерского учёта? да 7 0,5 3,5
Функции учёта производства? да 8 0,4 3,2
Возможность доработки программы собственными силами? да 4 0,1 0,4
Сумма     19
(невзве-
шенная)
1,0 7,1
(взве-
шенная)
 

Таким образом мы видим, что введение веса помогает исключить ненужное свойство, которое могло бы рассматриваться, как полезное и отрицательно повлиять на результат. Например, коэффициент ранжирования 10 для возможности доработки программы собственными силами оказывает существенное влияние на сумму баллов без весовых коэффициентов, хотя по отношению к требованиям вашей конкретной организации эта возможность имеет наименьший приоритет. Обратите внимание, что веса компонентов при рассмотрении разных программ остаются постоянными, а вот качественная оценка меняется.

Для проведения глубоко и качественного анализа возможностей работа должна выполняться грамотными и опытными аналитиками. Для подготовки оценок используются данные, которые включают:

  • детальную документацию требований пользователей вашей организации;
  • документацию по программе;
  • результаты консультаций с продавцами и другими пользователями данной программы;
  • советы опытного консультанта по программам данного класса.

Поэтому выполнение этой работы связано с определёнными затратами времени и финансов.

Описанная выше методика подсчёта баллов имеет один недостаток - она статична. Поэтому анализ возможностей лучше рассматривать как наиболее общий метод оценки, обеспечивающий сужение круга альтернативных программ, окончательный выбор среди которых должен осуществляться на основе стоимостных и эксплуатационных характеристик.

Для получения и сравнения эксплуатационных характеристик служит экспериментальная проверка. Для этого должна быть создана тестовая база данных, где будут содержаться данные (возможно, условные), соответствующие по объёму и прочим характеристикам тем, которые будут реально использоваться в процессе эксплуатации программы. Так как программу лучше всего знает продавец, а не вы, то подготовкой к проведению экспериментальной проверки должен заниматься именно продавец. Для получения корректных результатов тестирование программ должно выполняться на одном и том же объёме данных (если тестируются несколько программ) и на оборудовании, аналогичным тому, которое будет использоваться при реальной работе.

Из всего сказанного выше можно сделать неутешительный вывод: предложенная центром "F1" методика выбора программы не выдерживает никакой критики.

Офис

Если вы позвоните по телефону или приедете в офис центра "F1" и обратитесь к сотруднику за помощью в выборе программы, то алгоритм его мышления будет очень напоминать тот, который существует на сайте в интернете. Поэтому, как вы уже понимаете, данным вам рекомендациям доверять никак нельзя. Больше здесь мне сказать нечего.

Обслуживание

Когда случайно или намеренно сталкиваешься с тем, как работает персонал, обслуживающий людей, купивших программы, лично меня охватывает страх перед безграмотностью "инженеров", платить за которую приходится обратившимся к ним за помощью пользователям.

Например, вы обращаетесь с просьбой разработать какой-либо отчёт по данным, находящимся в базе данных купленной вами ранее учётной программы. Инженер знает, что с этой работой он справится за один час, но вам он этого никогда не скажет. Да, конечно, работа будет сделана, но при этом вы заплатите минимум за 2-3 часа работы. Почему? Давайте попробуем разобраться.

 

Существуют пять чётко определённых уровней компетентности (рис. 1) в приёмах разработки программного обеспечения.

Модель уровней компетентности

Рис 1. Модель уровней компетентности.

Большинство организаций, занимающихся разработкой или обслуживанием программ, относятся к первому, "базовому" уровню. Концепции в отношении приёмов разработки у них отсутствуют вообще, либо используются в незначительном количестве. Каждый отдельный программист выполняет свою работу так, как считает нужным. При этом подобным организациям с большим трудом удаётся разрабатывать качественное программное обеспечение, укладываясь в установленные сроки и бюджет. Следует учесть, что организации, находящиеся на базовом уровне при определённых условиях могут разрабатывать качественные программы, но даже повторяемость результатов достичь им бывает очень трудно. Поэтому сроки разработки увеличиваются в два-три раза с одновременным прямо-пропорциональным увеличением стоимости работ. То есть вместо того, чтобы проводить внутреннюю реорганизацию, направленную на достижение повторяемости результатов работы и улучшение используемых приёмов, организации этого класса в полной мере перекладывают на вас свои проблемы.

Кратко опишу остальные уровни организации разработки программного обеспечения. В организациях, соответствующих второму, "повторяемому" уровню модели, важнейшие приёмы разработки (включая методы руководства проектом) выявлены и стандартизированы, однако контроль всех действий по принятым стандартам возлагается на руководство нижнего уровня. В организациях, относящихся к третьему, "стандартизированному" уровню, упомянутые выше стандарты документированы и подвергаются периодическому пересмотру с целью отражения накопленного опыта. В подобных организациях уже существует специальная группа разработки стандартных методов, на которую также возлагаются обязанности контроля их исполнения. Цель организаций, относящихся к четвёртому, "управляемому" уровню, аналогична той, которая преследуются на втором уроне - обеспечение гарантии повторяемости результатов, но главным отличием является обязательная соизмеримость результатов выполнения каждого из стандартных приёмов работы. Организации, достигшие пятого, "оптимального" уровня используют результаты выполнения каждой стандартной операции для улучшения самих этих операций. Группа стандартизации проводит работу, направленную на поиск новых эффективных приёмов работы, которые становятся основой для создания новых стандартов.

Дополнительно отмечу, что обязательные этапы - анализ, проектирование, реализация и тестирование - зачастую выпускаются или выполняются в неполном объёме. Известные методики создания программного обеспечения - модель водопада и спиральная модель (рис. 2) - игнорируются даже при разработке крупных проектов.

Спиральная технология разработки проекта

Рис 2. Разработка проекта по спиральной технологии уменьшает риск нарушения сроков разработки и превышения лимита выделенных средств.

Говорить про использование передовых приёмов проектирования - объектно-ориентированном анализе, CASE-технологиях и выполнении анализа с помощью UML (унифицированного языка моделирования) - в данном случае уже просто не приходится.

 

Заключение

Всё сказанное выше красноречиво говорит о том, что обращение в организации, подобные центру "F1", за консультациями по выбору учётной программы и помощью в её доработке крайне невыгодно с точки зрения качества работы, сроков её выполнения и финансовых затрат. Хотя одну услугу эти фирмы могут сослужить - принять деньги и дать вам коробку с заветной программой, которую придётся выбирать вам или консультантам, которым вы доверяете.


? 2000-2001 Антон Секачёв
 
 

 
Связные ссылки
· Ещё о Автоматицация торговли
· Новости admin


Самая читаемая статья из раздела Автоматицация торговли:
Предложение украинских ИТ попало «в точку»

История одного дилера 1С | Войти/Создать логин | 0 комментарии
Порог
  
За коментарии ответственны только те, кто их поместил. Мы не несём ответственности за них.
Обратная связь   |   Добавить статью   |   Регистрация   |   Предприятия   |   Карта сайта
Copyright c 2001 UDC Создание сайта, продвижение сайта - DA.net