Электронная коммерция оживает, но россияне от нее уже устали
Несмотря на спад на рынке высоких технологий, европейские компании вкладывают в электронную коммерцию все больше денег. К таким выводам пришла международная консалтинговая компания Accenture. Впервые в ее исследовании состояния мирового рынка е-коммерции участвовали и российские компании. Хотя наши соотечественники высоко оценили важность электронного бизнеса, он успел им порядком надоесть.
Исследование Accenture было проведено в июне - июле 2001 г. в 21 европейской стране (включая Россию) , а также в Индии, США, ЮАР и Японии. Оно основано на 840 телефонных интервью с руководителями компаний из различных отраслей. Российская часть исследования была не столь репрезентативной: опрашивались руководители полусотни крупных компаний из развитых промышленных городов с наибольшими показателями проникновения Интернета. Тем не менее, как полагают исследователи из Accenture, по настроениям в этих "островах роста" можно судить о текущем и будущем состоянии российской электронной коммерции.
Обнародованный вчера отчет Accenture из цикла "Электронная Европа" стал первым крупным исследованием компании после прошлогоднего кризиса на NASDAQ и последовавшего затем общего спада на фондовых рынках. Его результаты разительно отличаются от умеренно пессимистических выводов исследований других компаний, проведенных зимой и весной этого же года. 60% опрошенных Accenture руководителей в течение ближайшего года значительно увеличат объем вложений в проекты электронной коммерции. Многие из них считают особенно перспективной мобильную коммерцию: половина опрошенных уже в ближайшие три года ждет от этого бизнеса большую отдачу. Несмотря на скепсис аналитиков по поводу B2B-коммерции (услуги для бизнеса) , за год европейские компании вложили в эту сферу вдвое больше денег. А 83% опрошенных Accenture руководителей готовы инвестировать в принципиально новые технологии электронной коммерции.
Но подходы предпринимателей кардинально изменились. "Компании больше не говорят об электронной коммерции как о стратегии своего бизнеса", - сказал первый заместитель генерального директора российского отделения Accenture Роман Таймл. Он пояснил, что отныне компании рассматривают е-коммерцию не как средство заработка, но как средство экономии.
Значительная часть отчета Accenture посвящена России. Наша страна, хотя и продолжает отставать от Запада в области е-коммерции, диссонанса в общую картину исследования не внесла. Несмотря на то что лишь около 37% опрошенных компаний реально пользуются теми или иными решениями в сфере электронного бизнеса, большинство опрошенных руководителей считают, что экономическое благополучие страны зависит именно от этой отрасли. В то же время 37% компаний заявили, что успели устать от внедрения проектов по электронной коммерции и не могут оценить их полезность. Тем не менее 90% опрошенных россиян готовы экспериментировать с высокими технологиями и еще 67% увеличат свои вложения в эту область в течение года.
Многим выводы Accenture кажутся необоснованно оптимистичными. "Наше февральское исследование российского рынка B2B-коммерции не дает поводов для радужных ожиданий. Хотя мы и предсказали некоторый рост рынка, в ближайшее время он будет совсем незначителен", - говорит аналитик московского офиса Boston Consulting Group Станислав Цырлин. Он особо подчеркнул, что в отличие от Европы на нашу экономику е-коммерция не оказывает никакого влияния - доля электронных транзакций остается ничтожной. |