Украинский Дисконтный Клуб

Регистрация...
Вход для членов клуба:

О проекте и клубе UDC Дисконтная программа Раздел Качество и Конкурентноспособность Раздел Маркетинг и Интернет Раздел Библиотека Автоматизации торговли Каталог предприятий
Имя: Пароль:     
    Расширеный поиск... На начальную страницу сайта  Связаться с руководством UDC  Карта сайта
Обратная связь   |   Добавить статью   |   Регистрация   |   Предприятия   |   Карта сайта
  Разделы

  Сейчас на сайте
Сейчас, 1 гость и 0 посетителей онлайн.

Вы анонимный пользователь.


  Друзья
жалюзи и ролеты на МодномОкне
жалюзи на окна

  Объявления
Столбик

Доска объявлений
bizator.com

  
О системе управления качеством полиграфической продукции
.: Дата публикации 24-Июл-2003 :: Просмотров: 7992 :: Обзор :: Печатать все страницы :: Печатать текущую страницу:.

Информатизация и система тотального управления качеством высшего образования
 

   1. Вводные замечания.  
  Несмотря на очевидные проблемы развития экономики России, а возможно и по этой причине высшая школа должна сегодня ставить вопрос о качестве образования. Какова общая модель применения технологий управления качеством в высшем образовании? Как задействовать апробированные в промышленности методы управления качеством для определения лучшей системы организации высшего образования? Как можно применить известные принципы тотального управления качеством (Total Quаlity Management - TQM) для улучшения процесса общения между преподавателем и студентом? В этой статье делается попытка обратить внимание менеджеров в сфере высшего образования на перспективность применения известных из опыта развития ведущих мировых компаний принципов тотального управления качеством. 
   Один из принципов концепции тотального управления качеством (TQM) предостерегает, что реорганизация в ответ на плохие результаты работы без понимания причин плохих результатов работы - порочное явление. В значительной мере этот вывод можно продемонстрировать на примере развития ИГЭУ. 
   К 1998 году Ивановский государственный энергетический университет приблизился к европейскому стандарту по количеству студентов на один компьютер - 3500 студентов на 700 компьютеров. Многие годы ректорат ставил именно эту задачу, полагая, что без качественной учебно-лабораторной базы невозможно говорить о современном высшем образовании. Несомненно, столь мощная компьютерная база позволила вузу развивать новые образовательные технологии и не снизить объемы научных исследований. Одновременно был сделан и другой вывод: компьютеризация вуза должна идти следом за изменением образовательных технологий, то есть концепция применения информационных технологий должна опираться на новую систему организации образовательного процесса. 
   Анализ результатов эксплуатации компьютерных систем в образовательном процессе ИГЭУ позволяет сделать еще один вывод [1]. При большом количестве компьютеров возникают проблемы качественной эксплуатации современных сложных программных систем и предметно-ориентированных сред. Во-первых, вуз не в состоянии каждую кафедру укомплектовать специалистами-универсалами, владеющими опытом применения всего многообразия программных систем. Во-вторых, информатизация всех сфер деятельности вуза должна быть вторичной по отношению к стратегии развития вуза, которая для каждого учебного заведения может существенно отличаться. Сегодня, например, ИГЭУ готов считать задачу создания и развития системы тотального управления качеством образования стратегической задачей. К сожалению, в излагаемом ниже варианте эту задачу может решать лишь относительно небольшая группа вузов, обладающая мощной компьютерной базой (замкнутый круг - без предварительной компьютеризации невозможно говорить о постановке серьезных задач управления). 
   2. Базовые положения системы организации образовательного процесса в высшей школе на основе концепции тотального управления качеством 
   В концепции тотального управления качеством следует выделить следующие моменты [2, 3]: 
   2.1.1. TQM - массовое движение. Каждый сотрудник вуза должен участвовать в достижении качества. 
   2.1.2. Каждый сотрудник, каждая кафедра, каждый вуз имеет своих "внешних и внутренних заказчиков и поставщиков". Качество означает обеспечение наших заказчиков новаторскими изделиями и услугами;

   2.1.3. Вуз не может эффективно развиваться на усилиях ректора и нескольких гениев и высокопроизводительных сотрудников. Сегодня каждый сотрудник вуза должен быть вовлечен в совершенствование образовательного процесса и удовлетворение требований "заказчика". Все сотрудники, все кафедры и другие подразделения вуза, все вузы должны выполнять две функции - свою ежедневную работу в соответствии со стандартным процессом и работу по усовершенствованию этого процесса. Традиционное разделение труда, когда одни сотрудники выполняют ежедневную работу "на конвейере", а руководители занимаются усовершенствованием процесса сегодня становится малоперспективным.  
   2.1.4. Каждое изделие и каждая услуга являются результатом технологического процесса, поэтому эффективным способом улучшить качество является совершенствование процесса. Наиболее эффективно творческие возможности каждого сотрудника можно использовать при бригадной организации работы. TQM требует умения работать в коллективе. 
   2.1.5. Самым важным аспектом успешной стратегии внедрения TQM является вовлечение ректора в этот процесс. Взять руководство в свои руки ректора должны побуждать два мотивирующих фактора. Первый - это обучение вуза с целью создания интереса к новой технологии. В большей степени оно осуществляется извне вуза (семинары, опыт общения с другими ректорами, личный опыт). Второй, более важный, - опасения или кризис: возросшие цены на коммунальные услуги, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, сокращение целевого распределения выпускников, уменьшение заинтересованности сотрудников. Что такое кризис понятно каждому ректору, но нередко меры по предотвращению кризиса принимаются слишком поздно. Задача ректора - увидеть скрытые возможности кризиса ранее других сотрудников вуза и обратить на это внимание коллектива. 
   2.1.6. Критическим фактором успеха внедрения TQM в вузе является организованное обучение. Начинать обучение надо с ректората, а затем использовать принцип "домино". Учиться надо на успехах и на неудачах - собственных, своих конкурентов, заказчиков, поставщиков. Обучение сотрудников вуза должно быть перманентным. Более того, в ближайшие годы ведущие вузы России вынуждены будут перейти к реализации концепции обучающейся (научающей себя) организации (learning organization).  
   2.1.7. Наибольший эффект TQM дает при согласованном использовании этой концепции: 
   2.1.8. на индивидуальном уровне; 
   2.1.9. на уровне кафедры, лаборатории, отдела; 
   2.1.10. на уровне университета, института; 
   2.1.11. на уровне системы образования региона или системы высшего образования России.  
   2.1.12. Управление усовершенствованиями должно быть непрерывным (строго говоря, дискретным с разными интервалами для разных процессов. Как правило, в вузе это - час, день, неделя, семестр, год, пять лет). 
   2.1.13. Требования к качеству процесса, к качеству результатов процесса не всегда очевидны заказчику. Поэтому необходимо стремиться к удовлетворению скрытых потребностей "покупателя". При этом подразумевается, что результаты деятельности вуза должны соответствовать заданным стандартам. 
   2.1.14. Реактивное усовершенствование образовательного процесса должно ориентировать на поиск и устранение "слабых мест", недостатков в процессе. 
   2.1.15. Прореактивное усовершенствование должно опираться на широкое исследование новых идей, на интуиции руководителей и на анализ качественных данных. 
   2.1.16. TQM не является строгой наукой. Не существует также единственно правильного способа внедрения TQM, он должен соответствовать культуре и истории развития каждого вуза, возможностям и перспективам развития современных компьютерных технологий в вузе;
    2.2 Результаты использования TQM в зарубежных вузах и вузах России. 
    В университетах США и Франции проблемы тотального управления качеством рассматриваются в трех плоскостях. Первая - преподавание TQM как самостоятельной учебной дисциплины в вузовской и послевузовской подготовке кадров, в том числе, по инженерным направлениям. Следует заметить, что многие вузы ввели эту дисциплину в качестве обязательной для всех студентов инженерных специальностей. Вторая - организация преподавания других дисциплин с использованием принципов и методов TQM. Третья - организация управления вузом на основе идей TQM. В целом анализ показывает, что TQM в вузах других стран развит значительно хуже, чем в ведущих компаниях мира, которые уже не мыслят о бездефектном производстве без TQM.  
   Знакомство с TQM, как правило, начинается с рассмотрения эволюции понятия качества соответственно четырем концепциям качества: 
  • соответствие стандарту;
  • соответствие применению;
  • соответствие стоимости;
  • соответствие скрытым потребностям.
   Сегодня можно утверждать, что ведущие компании мира придерживаются последней концепций. Что касается сферы образования, то здесь в явном или неявном виде присутствуют все концепции качества.  
   Большая часть вузов России придерживается первой концепции - главное, чтобы знания выпускника вуза соответствовали государственным стандартам. В этой позиции два недостатка. Первый - ложное представление, что качества можно достичь путем инспекции. Неизбежны столкновения интересов между теми, кто обучает студентов и теми, кто инспектирует качество подготовки. Второй - пренебрежение потребностями образовательного рынка (стандарты не успевают за изменениями требований покупателей).  
   Малая часть вузов ориентируется на концепцию "соответствие применению", то есть на удовлетворение нужд потребителя кадров, а не только на выполнение требований стандарта. Трудности этих вузов достаточно очевидны - наш рынок еще не осознает четко свои потребности. Поэтому эти вузы постепенно стали обращать внимание на концепцию "соответствие стоимости", стараясь совмещать высокое качество и низкую стоимость подготовки. 
   Лишь незначительная часть вузов уверенно ориентируется на концепцию "соответствие скрытым потребностям", то есть пытается одновременно снижать затраты на подготовку специалистов и удовлетворять нужды потребителя кадров прежде, чем он осознает эти нужды. Для образовательного рынка России эта концепция очень перспективна, так как многие потребители кадров выдвигают слишком примитивные требования к качеству специалистов и им надо "открывать глаза" на новые грани качества высшего образования. 
   Если же в целом анализировать систему высшего образования России, то можно утверждать, что эта система только начинает ориентироваться на переход к более современным концепциям качества. Стремление вузов к удовлетворению государственных стандартов путем "выбраковки" приводит к завышенным затратам на образование (посмотрите разницу между планом приема и планом выпуска студентов). Этот вывод не следует рассматривать как призыв к снижению требований к уровню знаний. Необходимо вмешательство собственно в образовательный процесс. 
   2.3. Принципы и методы TQM применимы не только в промышленности. Их адаптация к сфере образовательных услуг позволила выделить следующие виды деятельности: 
   2.3.1. Планирование качества требует: определять потребителей продукции и услуг вуза (абитуриенты, студенты, преподаватели, родители, инженеры, предприниматели, предприятие, регион, общество); выяснять потребности потребителей; разрабатывать характеристики продукции или услуг; доводить планы до исполнителей;
   2.3.2. Установление связей качества требует: инициировать виды деятельности для объединения усилий сотрудников; разрабатывать средства обеспечения учебного процесса; формировать коллектив преподавателей; формировать коллектив учащихся; организовывать образовательный процесс в соответствии со стандартной схемой; разрабатывать показатели качества; 
   2.3.3. Контроль качества требует: обеспечивать измерение показателей качества; обеспечивать анализ показателей качества; корректировать процесс в соответствии с заданным стандартом; давать импульс для реактивного (тактического) или проактивного (стратегического) усовершенствования стандартного процесса; 
   2.3.4. Улучшение качества требует: создавать инфраструктуру для непрерывного усовершенствования процесса; обеспечивать выявление главных причин дефекта в образовательном процессе; создавать бригады для реализации каждой инициативы по улучшению образовательного процесса; обеспечивать мотивацию рабочих групп; устанавливать контроль за достижением целей; обеспечивать непрерывное обучение рабочих групп. 
   Важно заметить, что чрезмерное увлечение статистическим контролем качества и технологией тактического усовершенствования процесса может нарушить баланс между творчеством и заорганизованностью. Вуз должен чувствовать ситуации, при которых следует вводить радикальные творческие изменения в образовательный процесс. В общем виде структура системы управления качеством показана на рис.1. Некоторые пояснения к подсистемам А и В. Внутренним контуром системы управления качеством должен быть статистический контроль за процессом. Мы должны измерять показатели качества и управлять процессом, чтобы быть уверенными, что он соответствует стандарту. Необходимо четко осознавать, что фактические знания студентов неизбежно имеют отклонения. Для удовлетворения требований к качеству необходимо не столько "отчислять" студентов, сколько устранять вариативность образовательного процесса, т.е. включать второй контур управления. Требования к преподавателям работать лучше не снизит контролируемую вариативность, присущую конкретному образовательному процессу. Многие менеджеры высшей школы не понимают этого и стремятся ввести более жесткие требования к сотрудникам вуза без устранения истинных причин вариативности процесса, следствием которой являются дефекты качества образования. Без понимания источников вариативности изменения в процессе, как правило, приводят к его ухудшению. 
   Тактической подсистемой управления (вторым контуром управления) является подсистема реактивного усовершенствования образовательной технологии Если стандартные корректировки процесса не устраняют выпуск "брачной продукции" в системе TQM применяют процедуру реактивного усовершенствования, состоящую из семи шагов: 
  • Выбрать тему работ по усовершенствованию.
  • Собрать и проанализировать информацию.
  • Выявить главную причину встречающегося дефекта.
  • Спланировать и внедрить решение в учебный процесс, т.е. предотвратить возможность повторного появления главной причины обнаруженного дефекта.
  • Оценить эффект нововведения, т.е. убедиться путем наблюдения за показателями качества, что решение сработало.
  • Придать нововведению статус стандартного подпроцесса, т.е. заменить часть ранее существовавшего процесса на новый.
  • Провести анализ выполненной работы по усовершенствованию с целью недопущения выявленных ошибок при решении очередной проблемы. Выбрать новую тему и перейти к шагу 1. Здесь следует заметить, что многие японские компании не смогли внедрить TQM именно потому, что не поощряли сотрудников к выявлению проблем.
    2.4. Показатели качества образования. 

Специалисты в области качества выделяют три составляющих качества образования: качество содержания образования (качество знаний, качество способов решения задач), качество методов обучения и воспитания (качество организации познавательной деятельности, качество мотивации познавательной деятельности, качество контроля за осуществлением учебной деятельности, качество контроля за результатом учебной деятельности), качество образованности личности (качество усвоения знаний, качество умений и навыков, качество усвоения нравственных норм). Для обоснования структуры средств информатизации образовательного процесса далее рассмотрим только показатели качества образованности личности. Социологические опросы выпускников вуза и беседы с руководителями предприятий и организаций, анализ общих тенденций развития образования позволяют утверждать, что выпускники вуза хотят:  
  • получить знания в области технических, физико-математических, гуманитарных и социальных наук;
  • уметь применять полученные знания;
  • обладать навыками общения и лидерства, деловыми навыками;
  • получить хорошую работу и обладать умением приспособиться к новой работе;
  • получить образование бесплатно или по низкой цене.
   В соответствии с этими потребности в ИГЭУ приняты следующая многоуровневая схема показателей качества образованности личности: 
   2.4.1 Оценка знаний учебных дисциплин. 
   2.4.2. Уровень системной компетентности (умение корректировать и улучшать системы, умение вести мониторинг и коррекцию деятельности, понимание взаимосвязи социальных, органических и технических систем). 
   2.4.3. Уровень компетенции в распределении ресурсов (умение распределять время, умение распределять деньги и материалы, умение распределять пространство, умение распределять кадры). 
   2.4.4. Уровень технологической компетенции (умение выбирать оборудование и инструменты, умение осуществлять технический уход и диагностику, умение применять технологии для выполнения конкретных задач). 
   2.4.5. Уровень компетентности в работе с информацией (умение приобретать и оценивать знания, умение организовывать и поддерживать файлы, умение интерпретировать и передавать информацию, умение использовать компьютерные системы). 
   2.4.6. Оценка базовых навыков (умение писать, умение читать, умение говорить, умение слушать). 
   2.4.7. Оценка качества личности (личная ответственность, самоуправление, коммуникабельность, самоуважение). 
   2.4.8. Оценка мыслительных навыков (умение творчески мыслить, умение принимать решения, умение предвидеть, умение учиться). 
   2.4.9. Оценка навыков межличностного общения (умение работать в командах, умение обучать других, умение вести переговоры, умение лидировать). 
   Для каждой компоненты качества используется два количественных измерения - оценка в диапазоне от 0 до 5 и показатель класса (рейтинг) [3,4]. Очевидно, что ни одна учебная дисциплина не в состоянии перекрыть весь диапазон качества. Каждая учебная дисциплина, каждый модуль, каждая лабораторная работа или деловая игра могут быть ориентированы на достижение только части показателей качества. Поэтому разработчик соответствующего учебного модуля должен планировать компоненты качества, которые могут быть приобретены учеником при работе с этим модулем, и способы вычисления (определения) показателей качества.  
   Переход к TQM потребует качественного изменения отношения учитель-ученик. Например, студент как потребитель будет ожидать от учителя, что он: 
  • будет уважительно относиться к нему;
  • будет честен и равен;
  • даст план и программу курса, требования к экзамену, рейтинговую шкалу;
  • будет регулярно посещать занятия и компенсировать их пропуск;
  • составит удобное расписание;
  • быстро возвратит экзаменационные и домашние работы;
  • будет давать современный материал;
  • будет проявлять интерес к студентам;
  • будет усовершенствовать курс и объяснять его цели и задачи;
  • будет вовремя начинать и заканчивать занятия.
   С другой стороны, учитель ждет от ученика, что он будет: 
  • уважительно относиться к учителю;
  • вовремя сдавать аккуратно оформленную работу;
  • регулярно посещать занятия;
  • готовиться к занятиям;
  • активно участвовать в дискуссии в ходе урока;
  • проявлять интерес к предмету;
  • осознавать связь курса с другими дисциплинами;
  • советовать учителю, как улучшить курс;
  • усовершенствовать работу над курсом;
  • пунктуален. 
   Если стремление к выполнению этих пожеланий будут взаимными, то можно говорить о соответствии этих отношений параметрам качества. 
   3. Ориентация на создание компьютерных классов качества 
   Очевидно, что реализовать TQM в традиционной технологии обучения практически невозможно - слишком большая нагрузка ложится на преподавателя по оценке качества знаний и слишком многообразен набор этих показателей. Поэтому ИГЭУ выбрал новый подход к компьютеризации образовательного процесса, основанный на создании специализированных компьютерных классов, работа в которых сопровождается автоматическим вычислением разнообразных показателей качества. Структура некоторых типовых классов, созданных в ИГЭУ показана на рис.2. 

Ориентировочный идеализированный состав этих классов выглядит следующим образом: 
   3.1. Компьютерный класс для работы со сложными информационными системами, например, WWW-серверами (оценка скорости поиска информации, качества найденного материала). 
   3.2. Компьютерный класс для проведения ролевых игр (учебный банк, учебное малое предприятие, командное проектирование изделия) с целью выявления навыков межличностного общения и мыслительных навыков. 
   3.3. Компьютерный класс систем автоматизированного проектирования и систем математического моделирования для оценки уровня системной компетенции.  
   3.4. Класс для проведения презентаций (идеология TQM требует проведения регулярных презентаций историй усовершенствования качества). 
   3.5. Виртуальный компьютерный класс для обучения общению и решению задач через компьютерные сети. 
   3.6. Класс интерактивных видео лекций. 
   3.7. Класс автономного изучения иностранного языка с использованием тренажеров на CD-ROM. 
   3.8. Класс электронных учебников с автономным тестированием знаний. 
   3.9. Компьютерный класс для работы с системами автоматизации документооборота. 
   3.10. Компьютерный класс распределенных баз данных. 
   3.11. Компьютерный класс геоинформационных систем. 
   3.12. Компьютерный класс экспертных систем. 
   3.13. Компьютерный класс для задач принятия и оптимизации решений. 
   3.14. Компьютерный класс лабораторных практикумов и тренажеров. 
   3.15. Компьютерный класс для проведения социологических исследований по проблемам качества образования. 
   3.16. Компьютерный класс обучения TQM. 

   3.17. Проект создания этих классов составляет основу новой сферы деятельности Ивановского регионального центра информатизации высшей школы. Отрабатывается технология предоставления услуг этих классов не только кафедрам ИГЭУ, но и подразделениям других вузов Ивановской области. Наличие столь мощного набора компьютерных классов не означает ликвидации традиционных компьютерных классов факультетов и кафедр, которые могут использоваться для решения более простых задач, а также для информационного обеспечения студентов и преподавателей в составе корпоративной вычислительной сети вуза. 
   Можно говорить об интеграции классов нескольких университетов. Узкая специализация компьютерных классов позволит держать качественного консультанта в каждом подразделении и исключить непрофессиональное применение сложных программных систем и проблемно-ориентированных сред. 
   4. Компьютерная сеть ВУЗА 
   Реально существующая информационная инфраструктура ИГЭУ приведена на рис.3. 
   Ядром информационно-вычислительной сети является информационный центр УСИ (корп. Б). Здесь образована локальная сеть из мощных серверов и рабочих станций SUN. Все они объединены по витой паре через Ethernet HUB фирмы 3Com. 
   Здесь же на рабочей станции Wbox под управлением Linux обеспечивается связь этой сети с Internet.К этой сети подключены локальные сети Института геоинформационных технологий, факультета информатики, кафедры информационных технологий, класс MultiMedia и ряд других классов. 
   Дальнейшее подключение сетей факультетов и компьютерных классов системы управления качеством образования связано с большими трудностями ввиду ограниченных возможностей существующего сетевого оборудования УСИ.  
   Дальнейшее развитие сети ИГЭУ связывает с новым проектом создания высокоскоростной магистральной сети комплекса зданий энергоуниверситета на базе технологии АТМ (рис.4 и 5)с подключением каждого факультета и каждого класса к "своему" коммутатору. 
   При этом варианте в каждом корпусе предусмотрены по 16 100Мб выходов для подключения сетей факультетов и специализированных классов. 
   Этот проект реализуется на базе наиболее совершенной технологии АТМ (Asynchronous Transfer Mode), позволяющей использовать единую сеть для передачи самых разнообразных видов информации: речи, данных, видео- и графических изображений. 
   Технология АТМ используется многими крупными компаниями и на сегодняшний день, пожалуй, нет другой сетевой альтернативы, потому что одни и те же принципы будут использованы как в локальных, так и в глобальных сетях с быстрыми цифровыми каналами передачи данных. 
   В нашем проекте для использования уже существующих локальных сетей на базе Ethernet применяются специальные магистральные Ethernet/ATM коммутаторы, позволяющие по высокоскоростной оптоволоконной АТМ-магистрали пропускать Ethernet-кадры с гарантированной полосой пропускания. 
   Более того, в такой сети нет необходимости иметь Gateway's для развязки локальных сетей, чтобы они не мешали работать друг другу при доступе к общим информационным ресурсам. Здесь исчезает само понятие физической локальной сети, потому что в гомогенной взаимосвязанной среде подключенных компьютеров можно создавать бесконечное число комбинаций так называемых виртуальных локальных сетей, объединяя между собой произвольные компьютеры. Программное обеспечение, поставляемое вместе с оборудованием, позволяет создавать виртуальные ЛВС, регулировать трафик и управлять сетью из одного места. 
   На схеме показано, что центральный АТМ-коммутатор и присоединенный к нему Centillion Ethernet/ATM Switch находится в корпусе "Б". В корпусах "А" и "В" находится по одному такому же Centillion Ethernet/ATM Switch, которые соединены с центральным АТМ-коммутатором оптоволоконным кабелем с пропускной способностью 155 Мб/с (т.е. в 15 раз выше максимальной скорости Ethernet 10 Mб/с). 
   К каждому Centillion присоединено необходимое количество Ethernet-концентраторов, которые образуют иерархическое дерево на уровнях:  
факультеты >специализированные классы > кафедры > рабочие места. 
   Ethernet-порты могут быть как 10 Мб/с так и 100 Мб/с, что позволяет создавать виртуальные ЛВС в зависимости от потребностей. Такая сеть легко масштабируется, перенастраивается, переконфигурируется. В такой сети можно отрабатывать любые технические решения и моделировать любые проекты, связанные с компьютерной обработкой информации. 
   Вся сеть управляется централизованно из одного места с помощью специального программного обеспечения на платформах SUN Solaris и MS Windows NT. 

   5. Заключительные замечания 
   Каждый вуз должен найти собственный способ внедрения TQM. Но опыт показывает, что необходимо следовать четырем правилам. 
   5.1. Вузы, использующие TQM, сосредотачивают внимание на потребителях научных и образовательных услуг и на удовлетворении их потребностей. Поэтому они должны быть в состоянии быстро реагировать на "капризы рынка" и сосредотачивать свои ограниченные ресурсы на той деятельности, которая удовлетворяет покупателей наших изделий и услуг. В первую очередь это должно относиться к ограниченным и дорогостоящим вычислительным ресурсам. 
   5.2. Вузы, использующие TQM, должны непрерывно использовать пошаговые усовершенствования образовательного процесса для достижения более высоких показателей качества. 
   5.3. Вузы, использующие TQM, должны добиваться тотального участия всех сотрудников в процессах непрерывного усовершенствования. 
   5.4. Вузы, использующие TQM, должны быть открытыми для взаимного обмена идеями и методами с целью создания культуры качества на уровне региона или отрасли. 
   5. 5. TQM в вузе обречено на провал без создания развитой корпоративной вычислительной сети и многофункционального комплекса компьютерных классов с автоматическим измерением показателей качества образованности личности. 
   5.6. TQM потребует применения принципов управления качеством ко всем подсистемам вуза - обеспечения учебного процесса, управления зданиями и инженерными сооружениями, взаимодействия со студенческими организациями и т.п. 
   5.7. Начинать надо с введения учебной дисциплины "Тотальное управление качеством" для всех студентов инженерных специальностей. Для тех, кто проявит особый интерес к TQM необходимо предложить дополнительную курсовую работу или дать возможность для углубленного изучения TQM. 

 
Литература
   1. Нуждин В.Н., Коровкин С.Д., Кадамцева Г.Г. Тотальное управление качеством образования и новые информационные технологии. Проблемы информатизации Высшей школы, бюл. Госкомвуз России, стр.135-150, №1-2 (11-12), 1998. 
   2. Ishikawa, Kaoru. What is Total Quality Control? The Japanese Way. Wisconsin: Quality Resources, 1985. 
   3. Deming, W. Edwards. Out of the Crisis/ USA: MIT Center Adv. Eng. S., 1986. 
   4. Нуждин В.Н. Информатизация и качество образования. Проблемы информатизации Высшей школы, бюл. Госкомвуз России, стр. 1-5, № 4, 1995. 
   5. Нуждин В.Н. Система развития индивидуального творческого мышления. Итог и проблемы создания новой технологии обучения. Уч. Пособие, Иваново, 1990.
Нуждин В.Н., ректор
Ивановский государственный энергетический университет
тел. (0932) 22-72-43, факс 38-57-01
office@polytech.ivanovo.ru
.: Вернуться в документ Библиотека :: Вернуться в меню Документов :.
Обратная связь   |   Добавить статью   |   Регистрация   |   Предприятия   |   Карта сайта
Copyright c 2001 UDC Создание сайта, продвижение сайта - DA.net