Опыт разработки систем качества на украинских предприятиях в рамках программы "УНИКУМ"

Опыт разработки систем качества на украинских предприятиях в рамках программы "УНИКУМ"
 
 
Дипл. инженер Вернер Гёбель, консультант фирмы"SOCOTEC INDUSTRIE Deutschland GmbH"
Дипл. инженер Геннадий Кернос, консультант фирмы"SOCOTEC INDUSTRIE Deutschland GmbH"
Канд. техн. наук Юрий Кабаков, зам. директора ЦСЯ "ПРИРОСТ-Система"
 
Одна из целей МС ISO 9000 состоит в то, чтобы создавать доверие и прозрачность в отношениях между двумя партнерами на длительное время. Это касается как партнерских отношений внутри страны, так и международной кооперации. Поэтому вопрос о возможности для восточно европейских фирм наладить деловые связи с западными партнерами напрямую связан с их способностью внедрить у себя реально функционирующую систему менеджмента качества на основе МС ISO 9000. 

Украинский малые и средние предприятие (МСП) достигли в настоящее время первых успехов в развивающейся рыночной экономике, несмотря на значительные финансовые трудности и проблемы с качеством. Их продукция приспосабливается к западным стандартам, создаются структуры поставки и сбыта западным клиентам. В соответствии с новыми условиями по новому формируются производственные мощности и персонал.

В Украине возник новый негосударственный сектор МСП, который стремится к прибыли, хочет и может использовать шансы экспорта своей продукции в Западную Европу.

Для помощи таким предприятиям в рамках консультационной программы TRANSFORM Федерального правительства Германии утвержден международный проект помощи УНИКУМ по созданию и развитию инфраструктуры обеспечения управления качеством на промышленных предприятиях Украины. Проект выполняется от имени Федерального министерства экономики Германии в течение двух лет.

Главной целью проекта УНИКУМ является повышение конкурентоспособности украинских промышленных предприятий на международном рынке за счет обучения персонала предприятий в области качества, а также проведения консультаций, разработок и сертификации систем управления качеством на предприятиях.

Содержание проекта УНИКУМ предусматривает:
- внедрение в Украине единых моделей специалистов по управлению качеством, соответствующих критериям Европейской гармонизированной схемы сертификации и регистрации персонала;
- оказание помощи четырем отобранным украинским предприятиям в разработке, внедрении и сертификации систем управления качеством на основе международных стандартов ISO серии 9000 в версии 2000г.

Условием привлечения предприятий ко второй части проекта была их способность стать деловыми партнерами немецких фирм. Иными словами, немецкая экономика должна извлекать непосредственную пользу от помощи немецких консультантов украинским предприятиям.
Для участия в проекте выбраны следующие фирмы:

- OAO FARMAK, производство фармацевтической продукции, 900 сотрудников;
- OOO TECHNOMET, производства алюминиевого литья, 140 сотрудников;
- OAO LAKMA, производство лако-красочной продукции, 240 сотрудников;
- ДСУ-50, дорожное строительство, 250 сотрудников.

Критериями для выбора этих фирм были:
- интересная продукция;
- финансовую независимость фирм от государства;
- собственная сознательная воля к разработке на предприятии современной системы управления качеством в соответствии требованиям западной экономики;
- способность самостоятельно покрыть часть издержек, связанных с разработкой системы качества.

Для оказания консалтинговых услуги выбранным украинским предприятиям в рамках проекта "УНИКУМ" выбраны с немецкой стороны фирма "SOCOTEC INDUSTRIE Deutschland GmbH" из Дюссельдорфа и с украинской стороны Центр систем качества "ПРИРОСТ-Система" из Киева. С немецкой стороны работами руководит Бернд Хессе, с украинской - Тарас Калита. Работа строилась следующим образом. Немецкие консультанты работали на предприятиях каждый меся по одной - две недели, представители ЦСК "ПРИРОСТ-Система" оказывали консультации еженедельно.
 
Причинами недостаточного доверия между немецкими и украинскими деловыми партнерами являются:
? недостаточная прозрачность украинских фирм;
? требования западных клиентов понимаются не правильно;
? параметры качества украинских продуктов часто нестабильны;
? трудно найти подходящих украинских партнеров в определенной отросли;
? переоценка возможностей украинского поставщика.

Внедрение реально действующей системы менеджмента качества на основе МС ISO 9000. и последующая ее сертификация могут улучшить прозрачность и доверие. После такого внедрения можно иметь отношения с партнерами, которые настойчиво требуют постоянного соблюдения требований поставщиков. Поэтому, в проекте, наряду с внедрением ISO 9000, ищутся потенциальные западные партнеры для восточно- европейских фирм, и подготавливаются соответствующие деловые контакты. 

Если найдены заинтересованные западные фирмы, то ищутся возможные заказы или подготавливаются контракты. Кроме того, в рамках проекта могут проводиться информационные поездки в Западную Европу представителями украинских фирм с целью ознакомления с функционированием западной системы менеджмента, презентации возможностей украинских фирм и переговоров о возможных деловых контактах.

Для успешной реализации задач этого проекта, необходимо соблюдение следующих условий: 
? готовность к передаче НОУ-ХАУ в Украину;
? целенаправленный поиск возможных партнеров или клиентов для украинских фирм;
? готовность западных фирм к рациональному взаимовыгодному сотрудничеству с фирмами Восточной Европы;
? участие в проекте опытных западных консультантов и аудиторов, имеющих практический опыт разработки систем качества для западных фирм;
? участие в проекте опытных локальных консультантов, имеющих практический опыт разработки систем качества на предприятиях различных отраслей в Украине.

Опишем основные этапы работ на украинских предприятиях в рамках программы "УНИКУМ". 
Работа начинается с проведения общего семинара по ISO 9000 (что такое система качества, зачем она нужна предприятию, как ее разработать). При этом достигается понимание ведущими сотрудниками, начиная с первого руководителя, целей проекта и необходимых для его осуществления ресурсов. Назначается представитель высшего руководства по качеству, определяется состав рабочих групп по разработке системы, разрабатывается план проведения работ. Сотрудники, входящие в рабочие группы, обучаются методам командной работы. На этом этапе с учетом требований заказчика вырабатывается политика предприятия в области качества.

На следующем этапе производится анализ реального состояния структуры и основных бизнес-процессов предприятия. С этой целью проводится входной аудит силами внешних и локальных консультантов. Определяются несоответствия, планируются мероприятия по их устранению. Это очень важно для предприятий, они получают возможность посмотреть на свою деятельность квалифицированным внешним взглядом. Кроме того, с самых первых этапов проекта, не дожидаясь внедрения системы, предприятие получает реальную пользу - возможность усовершенствовать свою практическую деятельность. После проведения аудитов на всех четырех предприятиях был проведен общий двухдневный семинар по их итогам. Это также было очень полезно, позволило предприятиям обменяться опытом, ознакомиться с проблемами других, совместно выработать способы их решения.

После этого начался этап разработки документации системы качества. Общую структуру документации, состав, объем и названия конкретных документов каждое предприятие выбирало самостоятельно на основании рекомендаций консультантов и требованиях МС ISO 9001, которые позволяют это сделать в зависимости от размеров предприятия, сложности его процессов и квалификации персонала. Но типичную структуру документации, разрабатываемой в рамках проекта, можно представить следующими четырьмя уровнями:
1. руководство по качеству;
2. документированные процедуры, описывающие основные процессы предприятий;
3. рабочие инструкции, формы, перечни;
4. Другие, входящие в СК документы: нормативные документы (Законы, ГОСТы?), документы, относящиеся к продукции (ТД, ТУ), документы, относящиеся к потребителю.

Разработка документации начиналась с описания структуры основных процессов с использованием диаграмм потока (блок-схем). Затем, в тех случаях, когда для полного понимания процессов потенциальными исполнителями диаграмм потока оказывалось недостаточно, к ним добавлялись соответствующие тестовые описания. В настоящее время завершается этап разработки документации.
Трудности, возникающие на этом этапе, можно разделить на две группы. Дело в том, что часть предприятий была изначально лучше подготовлена к разработке систем качества, на них уже велись такие работы на основе МС ISO 9001 версии 94 года. Для одного предприятия эта работа была совсем новой. На нем трудность заключалась в том, чтобы обучить соответствующий персонал, объяснить цели внедрения системы и преимущества, которые она дает, ознакомить с духом МС ISO 9001 и его основными понятиями. Естественно, этому предприятию пришлось уделить повышенное внимание консультантов. 

Однако, трудности, правда, иного рода, возникали и на более подготовленных предприятиях. Это, во-первых, необходимость переучивать достаточно опытных и квалифицированных специалистов с парадигмы МС ISO 9000 версии 1994 года на парадигму 2000 года. После этого возникала необходимость переработки уже созданной документации, что часто было делом весьма трудоемким и болезненным.

Важным фактором общего успеха разработки было привлечение к работе над проектом среднего менеджмента предприятия, который осознал необходимость и полезность разрабатываемой системы. Те предприятия, где существовали или были созданы группы представителей по качеству в подразделениях, непосредственно принимающие участие в разработке, имели гораздо меньше трудностей в работе и первыми увидели "свет в конце туннеля". Там же, где работой со стороны предприятия занимались один-два человека, намечалось отстаивание и консультантам приходилось оказывать дополнительную помощь как в непосредственной разработке документации, так и в организации структуры, которая могла бы эту работу выполнять. Последнее является гораздо более важным делом, т. к. консультанты рано или поздно уйдут и предприятиям придется самостоятельно сопровождать, развивать и усовершенствовать систему качества. Одним из важных промежуточных итогов работы консультантов является то, что сотрудники предприятий осознали, что окончательное решение по любым проблемам разработки системы качества остается за ними, что консультант не является Богом или "истиной в последней инстанции". Он может только дать рекомендацию, и объяснить, что является желательным, а что ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для внедрения и последующей сертификации. Но в любом случае решение принимает само предприятие. И обеспечить реальное функционирование системы может только оно.

В период завершения разработки документации на всех предприятиях осуществлены выбор и обучение групп внутренних аудиторов. В конце мая 2001 года начнется внедрение разработанных систем. В этот период будет осуществлено 5 - 6 внутренних аудитов силами немецких и украинских консультантов, а также внутренних аудиторов предприятий. При этом с каждым последующим аудитом центр тяжести будет перемещаться на внутренних аудиторов, которые должны быть готовы регулярно осуществлять подобные аудиты самостоятельно. На этом этапе нарабатывается материал для доработки документации и проведения сертификации системы качества.
 
После окончания этапа внедрения каждое предприятие с помощью консультантов выберет орган по сертификации, заключит с ним соответствующий и будет готовится к сертификационному аудиту. В случае его успешного прохождения они получат сертификаты на систему качества. Эта работа запланирована на конец 2001 года.

Мы надеемся, что все участники проекта "УНИКУМ" успешно пройдут сертификацию. Но одним из важных достижений проекта является то, что на этих предприятиях понимают, что сертификат - не главное. Главное, что система качества позволит предприятию стабильно выпускать продукцию высокого качества, постоянно совершенствоваться, удовлетворять требованиям потребителей, увеличивать долю рынка и прибыль, и в конечном итоге процветать. Очень важно, что это понимание есть у первых руководителей. Это является залогом успешности проекта. 

Другими факторами успеха проекта является его практическая направленность, конкретный интерес, уже сейчас проявившийся у ряда немецких фирм к сотрудничеству с участниками проекта, плодотворное сотрудничество немецких и украинских консультантов. 

? Центр систем качества "ПРИРОСТ-Система"
 



UDC © 2002
http://www.udc.com.ua/enterpraises/