В двадцатом столетии наш мир развивается нелинейно.
При повышенном темпе возникновения радикальных изменений ослабевает связь с прошлым. Традиционное мышление разрушается. Поток беспрецедентных изменений парализует государственное и корпоративное управление. В результате возникла и развивается новая парадигма управления - менеджмент, основанный на знаниях.
Более 80% необходимой для профессиональной деятельности сообщества по интересам, компании, органа власти, государства, международной организации или иной структуры управления (далее - "Корпорация") оперативной и стратегической информации может быть получена через Интернет. По последним оценкам ресурсы Всемирной Паутины составляют 550 млрд. индивидуальных документов [1], из которых 37% доступно бесплатно [2]. Навигацию в этом многообразии обеспечивают тридцать миллионов поисковых ресурсов Интернет (поисковые системы, каталоги, базы данных ...) [3]. Парадокс состоит в том, что при грамотном использовании возможности бесплатных ресурсов существенно больше любой отдельно взятой коммерческой службы. Например, крупнейшая [4] глобальная система баз данных Lexis-Nexis содержит не более 3 млрд. документов.
Внутрикорпоративная информация неадекватно отражает состояние и тенденции изменения коммерческих и иных условий, поэтому принятие решений только на ее основе связано с высоким риском. В этой связи в шестидесятых годах, сразу с появлением тиражируемых ЭВМ в США возникло направление информационных технологий под названием "конкурентная разведка" или "деловая разведка".
Под конкурентной разведкой будем понимать комплекс мероприятий по информационно-аналитическому обеспечению глубокого понимания менеджерами состояния и тенденций изменения внешнего окружения Корпорации. Основой конкурентной разведки является систематический анализ изменений условий бизнеса на основе собранной законными средствами доступной информации и понятное своевременное представление результатов такого анализа. "КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА - это ориентированный на будущее действующий анализ, он помогает менеджерам принимать наилучшие решения" [5]. Получаемое таким образом информационное превосходство обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество Корпорации.
Цели создания службы конкурентной разведки:
1. Улучшение обслуживания потребителей;
2. Управление рисками бизнеса;
3. Раннее выявление угроз, уязвимостей, возможностей и иных факторов влияния на успех бизнеса;
4. Обеспечение конкурентных преимуществ за счет своевременного исполнения нестандартных решений.
Задачи службы конкурентной разведки:
1. Сбор важной для Корпорации информации на регулярной основе;
2. Автоматический предварительный анализ потока собранных сведений (классифицирование);
3. Своевременное информирование лиц, принимающих решения, и персонала Корпорации о критически важных событиях;
4. Управление отношениями с клиентами; 5. Обеспечение незатруднительного доступа к знаниям Корпорации как персонала, так и клиентов;
6. Обеспечение оперативного анализа неструктурированной и структурированной информации (извлечение новых знаний).
Традиционный цикл работы службы конкурентной разведки (управление корпоративными знаниями - поддержание в актуальном состоянии и развитие корпоративного хранилища / базы знаний):
1. Постановка очередной проблемы и ее отражение в корпоративном классификаторе;
2. Выявление и оценка качества проблемно-ориентированных источников, каналов и архивов;
3. Выявление, интервьюирование и документирование мнений экспертов и иных компетентных в изучаемой области персон;
4. Сбор и определение качества легальной и иной опубликованной в электронном виде информации (все доступные ресурсы, сотрудники, отделы, внешние источники, включая доступные через Интернет);
5. Сбор и определение качества опубликованной в бумажном виде информации и при необходимости переведение ее на электронные носители;
6. Сбор всей внутренней информации, доступной в электронной форме, вкл. переписку, претензии ...;
7. Документирование результатов проделанной работы;
8. Потоковая классификация всей входящей в корпоративное хранилище информации и принудительная доставка уведомлений о критически важных новостях персоналу Корпорации по компетенции и иным заинтересованным лицам.
Управление, основанное на знаниях, осуществляется в следующих вариантах.
Эпизодический доступ к хранилищу лиц, принимающих решения, корпоративного персонала без специальной подготовки, корпоративных клиентов и розничных покупателей осуществляется в соответствии с правами доступа через специальный интервьюирующий интерфейс [6], корпоративный классификатор [7] и традиционную систему поиска в текстах [8]. Текущий анализ, выполнение разовых поручений руководства на подготовку отчетов и представление результатов руководству выполняют эксперты (персонал службы конкурентной разведки) с использованием всех средств доступа и анализа корпоративного хранилища.
Сферы оценки и анализа тенденций изменений условий бизнеса (конкурентной разведки):
конкуренты - наблюдение за конкурентами, кредиторами, заемщиками, контрагентами, партнерами и акционерами Корпорации, выявление структуры предложения, построение реестра предлагаемых товаров и услуг ...;
политика - выявление групп давления и отдельных лоббистов, их использование для продвижения благоприятных для Корпорации политических решений ...;
государство - использование органов власти для пресечения противоправной деятельности конкурентов, инициация проверок и судебных расследований ...;
криминал - мониторинг правомочности действий интересующих персон и корпораций, прогнозирование и профилактика афер в области интереса Корпорации, сбор доказательств для судебного преследования и иного противодействия, обеспечение управления рисками бизнеса ...;
право - мониторинг законодательства в области жизненных интересов Корпорации, выявление лоббистов и опасных законопроектов, профилактика обстоятельств непреодолимой силы ...;
потребители и общественность - учет и анализ претензий, предпочтений и предложений ...;
качество - сбор информации о сильных сторонах конкурентов, выявление внешних и внутренних сведений о собственных слабостях и уязвимостях (на уровне Корпорации в целом, ее отдельных подразделений, товаров и услуг), систематический поиск неконкурирующих предприятий - лидеров в операциях, которые выполняется не лучшим образом, и постоянное изучение их опыта (бенчмаркинг)...;
корпоративные клиенты - персонификация и улучшение качества обслуживания, назначения и перемещения руководителей, контакты с конкурентами ...;
заказы - наблюдение за объявлениями конкурсов, тендеров, подрядных торгов, распределением бюджетных и иных крупных заказов, выявление потенциальных заказчиков и инвесторов, изучение технологических и иных преимуществ победителей конкурсов ...;
маркетинг - сбор информации о крупных сделках, контроль изменения цен, спроса и предложения, появления конкурирующих продуктов и услуг ...; финансы - мониторинг предложений кредитных организаций, грантодателей, благотворительных фондов, спонсоров, властей ...; нематериальные активы, вкл. патенты - выявление и сбор доказательств для судебного преследования субъектов, незаконно использующих объекты интеллектуальной собственности, мониторинг данных для оспаривания мешающих бизнесу охранных документов ...;
технологии - оценка технологического потенциала конкурентов и выявление ведущих специалистов, мониторинг научно-технической информации, технологических новинок и патентов в области интересов Корпорации ...;
связи с общественностью - социологический мониторинг публикаций и высказываний о деятельности Корпорации, измерение реакции на распространяемые Корпорации материалы, обнародование информации об успехах Корпорации и провалах конкурентов, регулярная генерация захватывающих информационных поводов ...;
безопасность - контроль утечки конфиденциальной информации и техдокументации Корпорации ...;
персоны - слежение за действиями нужных или опасных для Корпорации специалистов (менеджеры конкурирующих организаций, собственный персонал, политики, ученые и иные секретоносители и лица, принимающие решения), оценка направлений ротации кадров, изучение мотивов уволенных и уволившихся, выявление потенциальных агентов Корпорации ...;
подразделения - слежение за работой филиалов, представительств, дочерних фирм ...;
средства сбора и анализа - выявление и испытание средств и методов слежения, обработки и анализа ...;
источники информации - мониторинг появления и контроль качества ресурсов Интернет - источников нужных для Корпорации сведений ...;
иные данные - сбор материалов по всем иным значимым для Корпорации проблемам (прочие риски профессиональной деятельности и управления ...), описанным корпоративным классификатором области жизненных интересов Корпорации и компетенции ее персонала;
обратная связь - мониторинг изменения области интереса Корпорации, развитие корпоративного классификатора, уточнение профиля слежения, экспертиза качества поставленной информации.
Практическая реализация. Корпоративная следящая информационная система [9] проводит сбор информации об изменениях внешнего мира и классификацию полученных данных (наполнение систематизированного корпоративного хранилища текстов и иных объектов) с целью обеспечить регулярную доставку информации по компетенции или требованию персоналу корпорации. При реализации усложненного варианта (корпоративная база знаний) возможна поддержка речевого диалога с потребителем и формирование подборки материалов, с заданной степенью логического обобщения разрешающих поставленную проблему.
Для поддержки функционирования следящей информационной системы в масштабе реального времени могут использоваться технологии принудительной доставки нужных материалов и автоматического классифицирования потока поступающих данных. Под принудительной доставкой информации понимаются нахождение и транспортировка из сети Интернет проблемно-ориентированных материалов, ссылок на них или коротких сообщений с минимальной задержкой с момента их опубликования.
Для создания корпоративной информационной системы могут использоваться разнообразные программные продукты для локальных и Интранет сетей, снабженные развитыми средствами поиска в текстах. Такой вариант позволяет в режиме реального времени проводить автоматическое классифицирование (содержательную сортировку) потока новых поступлений. Для этого с заданной периодичностью (например, каждые 10 минут) запускается на исполнение пакет поисковых запросов, обеспечивающих полную и точную содержательную сортировку поступивших новостей для всех рубрик корпоративного классификатора. Возможна моментальная рассылка отсортированной информации произвольному числу сотрудников Корпорации и, возможно, внешних подписчиков.
Программирование запросов поисковых систем Интернет и корпоративной подсистемы поиска (фильтрации новостей) ведется с использованием оригинального комплекса методов извлечения знаний из потока текстов [10]. В состав комплекса входят прикладные методы уточнения смысла терминов, нахождения конкретных и абстрактных объектов, поиска решений по аналогии, выявления противоречий, формирования реестра прав и обязанностей субъектов, исчерпания многообразия ситуаций, систематизации знаний о решаемой проблеме и документирования знаний. Внедрение комплекса проводится путем интенсивного ситуационного обучения персонала в очном или дистанционном вариантах (через Интернет).
Аналитическая обработка (многопараметрический анализ) неструктурированных данных из корпоративного хранилища проводится с использованием специализированных программных средств, а также оригинальной "социологической" методики, основанной на многократном исполнении поисковых запросов с разными ограничениями (время, тема, субъекты ...) и измерении числа найденных документов. В заключении отметим, что интегрированных пакетов программного обеспечения для конкурентной разведки не существует [11].
Можно различить следующие режимы работы службы конкурентной разведки:
Оперативный (подготовку минимального отчета по произвольно сформулированной проблеме персонал службы выполняет за 10 минут); Ситуационная комната / центр (в течение 3-4 часов персонал службы решает произвольно сформулированные вопросы с визуализацией результатов на экране для всей рабочей группы);
Консалтинг и оперативные исследования (за рабочий день или иной ограниченный срок служба конкурентной разведки проводит исследование и готовит развернутый систематизированный отчет по любой проблеме оперативного или стратегического характера). Защита инвестиций в создание корпоративной информационной системы обеспечивается формированием команды компетентных и хорошо мотивированных специалистов, документированием всех операций по стандартам серии ИСО-9000, закупками программного обеспечения только по конкурсу и соблюдением иных требований к выполнению крупных проектов.
Использованная литература и сноски:
1. The Deep Web: Surfacing Hidden Value .
2. On the size of the World Wide Web, October, 14, 2001, .
3. The Netcraft Web Server Survey .
4. Largest Deep-WebT Sites .
5. What is Competitive Intelligence? .
6. Подробнее см. проект "Оружие аналитика" .
7. Вопросы проектирования классификаторов
8. Подробнее см. статью "Доступ к текстовой информации" . |
|
9. Электронная разведка .
10. Комплекс методов извлечения знаний из массивов и потоков текстов был разработан в 1996 году для русскоязычных материалов с использованием поисковой системы "Артефакт" . В 1999 году выполнена его адаптация для русского сегмента Интернет с использованием поискового сервера "Яндекс" . Последним штрихом было создание в 2000 году для МИД России технологии выявления данных на европейских языках, относящихся к рубрике классификатора, с использованием любых поисковых систем. В 1998 году разработаны технология и методы проектирования исчерпывающих классификаторов (древовидных или иерархических и многомерных или фасетных). Такие классификаторы полностью покрывают содержательное разнообразие текстов о проблемной области. В 1999 году исследована возможность построения речевого доступа (диалог на естественном языке) через классификатор к базе данных с возможностью выдачи потребителю информации о решении проблемы с заданной степенью логического обобщения. На примере Федерального закона "О государственный пенсиях в РСФСР" реализован его работающий макет . Проблема языкового барьера снята в 2000 году. Обеспечивается бесплатный машинный перевод на русский и с русского для следующих 29 языков и их разновидностей: английский, болгарский, венгерский, голландский, греческий, датский, исландский, испанский, испанский (Европа), испанский (Латинская Америка), итальянский, немецкий, норвежский, польский, португальский, португальский (Бразилия), румынский, сербский, словацкий, уэльсский, филиппинский, финский, французский, хорватский, чешский, шведский и японский.
11. Fuld's Intelligence Software Report 2002.
© 2001 Сергей Кузнецов
© 2001 ИНФОИНТЕЛ
|
|