Украинский Дисконтный Клуб

Регистрация...
Вход для членов клуба:

О проекте и клубе UDC Дисконтная программа Раздел Качество и Конкурентноспособность Раздел Маркетинг и Интернет Раздел Библиотека Автоматизации торговли Каталог предприятий
Имя: Пароль:     
    Расширеный поиск... На начальную страницу сайта  Связаться с руководством UDC  Карта сайта
Обратная связь   |   Добавить статью   |   Регистрация   |   Предприятия   |   Карта сайта
  Разделы

  Сейчас на сайте
Сейчас, 1 гость и 0 посетителей онлайн.

Вы анонимный пользователь.


  Друзья
жалюзи и ролеты на МодномОкне
жалюзи на окна

  Объявления
Столбик

Доска объявлений
bizator.com

  
Управление качеством: Экономика качества
Опубликовано: 18 Июл, 2003 г. - 12:02 от admin

Качество и конкурентноспособность ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СТРУКТУРЕ КАЧЕСТВА
ПОЛЕЗНОСТЬ ОБЪЕКТА - способность обладать потребительной стоимостью.
КАЧЕСТВО - выражает не просто полезность объекта, а степень полезности.



ЭКОНОМИКА КАЧЕСТВА
2001(c) подбор материалов, обработка, редактирование, дизайн - UDC
 

            ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СТРУКТУРЕ КАЧЕСТВА
            ПОЛЕЗНОСТЬ ОБЪЕКТА - способность обладать потребительной стоимостью.
            КАЧЕСТВО - выражает не просто полезность объекта, а степень полезности.

            РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО - изменение, посредством регулирующих воздействий фактических затрат и их структуры с целью обеспечения заданного эффекта.

            ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ от изменения качества - денежное выражение экономического результата, связанного с изменением качества (может быть положительным и отрицательным).

            Один из важных видов экономического эффекта при обеспечении качества - предотвращенный убыток, т.е. не возникший отрицательный экономический (результат) эффект благодаря обеспечению качества.

            Убытки бывают двух родов:

            1. Уменьшение наличного имущества (так называемый "положительный ущерб")
            Например - потери от брака.

            2. Упущенная выгода - т.е. недополучение тех имущественных благ, которые могли бы быть получены, если бы было обеспечено "нужное" потребителю качество (т.е. не было бы вредного воздействия).

            Таким образом, экономический эффект за счет обеспечения качества - сумма предотвращенного ущерба в результате проведения работ по обеспечению качества у изготовителя, посредника и потребителя (если он есть)

            Экономическая эффективность обеспечения качества - характеристика получаемого экономического эффекта за счет обеспече-
ния качества в сравнении с затратами, необходимыми для обеспечения определенного уровня качества.


ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАЧЕСТВА

            I. ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ.

            Когда философы говорят о качестве - то имеют в виду то, что один объект (вещь) отличается от другого (автомобиль от
паровоза).
            Вспомним:"ВЕЩЬ В СЕБЕ".

            Когда о качестве говорят экономисты, специалисты по контролю, оценке управления качеством, то имеют в виду то, что одно изделие "лучше", "качественнее", "в большей степени удовлетворяет наши запросы".
            Вспомним:"ВЕЩЬ ДЛЯ НАС".

            К - изменение качества (ценности);
            D - удорожание для получения данного ( К) (Дополнительные затраты на качество)

            Комментарий:
            Наши переводы:
            Потребительная стоимость (der Wert) - ценность, полезность, приятность (но никак не Kosten - не затраты).

            Казалось бы, ценность, полезность вещей определяется количеством вещей и их качеством, т.е. существует соблазн утверждать, что полезность (П) = произведению количества (V) на качество (К).
            Но удвоение производительности станка по сравнению со старым еще не означает, что он стал в два раза полезней.
            Если, например, увеличение в таком размере производительности потребителю не требуется, то речи о пропорциональном
увеличении полезности не может быть.
            Следовательно, качество и количество могут определять "полезность" только в преломлении с запросами потребителя - причем конкретного,
            т.е. П = V х К
            В общем случае или полезность (П) может быть не пропорциональна количественным показателям качества, следовательно
можно говорить о нелинейной зависимости полезности (П) от количественных показателей качества.

            На рисунке 1. представлен вид функции П = f(k), выведенной американскими экономистами Дж.Ван Эттингером и Дж. Ситтин-
гом.

            II. ПОЛЕЗНОСТЬ И СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТА.

            Существует ли прямая зависимость между полезностью (П) (потребительной стоимостью) объекта и его ценой (Ц), т.е.
Справедливо ли : ?

            Ц = А х П, где А - постоянный коэффициент

            А = const или А = const

 

            Потребительная стоимость (полезность) на нормальных стабильных рынках часто отождествляется с ценой при постоянном
значении потребления (иначе, казалось бы, должно возрастать или уменьшаться потребление).
            Т.е. объективная цена (Цо) должна соответствовать степени полезности объекта - его потребительной стоимости.

            Цо = П
            Но равна ли объективная цена качества - реальной рыночной.
            Однако, в реальных условиях, кроме полезности на спрос влияют многие субъективные и объективные факторы:
                        - имидж фирмы-производителя;
                        - время продаж;
                        - оценочные статьи в прессе;
                        - усилия в сфере фосстис.
            А поскольку цена на рынке - функция спроса (С) и предложения (П), то Цр = П

            То, есть реальная цена и объективная цена, отражающая степень полезности объекта - разные понятия.
            Однако в нормальных условиях, реальная цена с течением времени ---- приближается к объективной. Цр ---- Цо
            Если потребитель за меньшую полезность платит большую цену - это его субъективная ошибка ( ), т.е.


            = Цо - Цр , при Цр > Цо

            переплата, реальная объективная связанная с ошибкой потребителя

            = Цо - Цр , при Цр < Цо

            недоплата потребителя, связанная с ошибками производителя (продавца)

            (Не обеспечил ФОССТИС, не провел сертификацию и т.д.)

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЭКСТЕНСИВНОСТИ И ИНТЕНСИВНОСТИ

            Возможны два вида зависимости между изменением полезности (потребительной стоимости) и затратами на ее изменение

            1) П = З, где: (1)

            П - изменение полезности объекта;

            полезность новая
            П =
            полезность старая

            З - затраты на изменение полезности объекта;

            новые затраты потребителя
            З =
            старые затраты потребителя

            Формула (1) носит название "Формулы экстенсивного развития".
            Т.е. если изобретатель предложил станок с удвоенной производительностью, но требующий от производителя в 2 раза больше затрат, то ИЗОБРЕТАТЬ БЫЛО НЕЧЕГО.

            2) П = З > 0 (2)

            Это "Формула интенсивного развития"

            Т.е. если изобретатель предложил потребителю - фирме, осуществляющей перевозки новый автобус, который способен с тем
же комфортом перевести в 2 раза больше пассажиров, что ему также выгодно, но требует от данной фирмы в 1,5 раза больших
затрат, то можно говорить, что изобретатель выбрал интенсивный путь развития, --- усовершенствование дает положительную эффективность потребителю: 2 - 1,5 > 0, т.е. эффективность для потребителя = П = З > 0
            Таким образом, существует нелинейная зависимость между затратами на изменение качества и изменением его уровня.
            Как доказали Дж.Ван Эттингер и Дж Ситтинг функция З = f(х) имеет вид степенной зависимости (рис.2)

            Нелинейность зависимости затрат на качество и полезности объекта от его уровня качества позволяет сделать вывод о су-
ществовании оптимального уровня качества

С Т Р У К Т У Р А ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

 

            Расходы на качество играют не последнюю роль в конкурентных позициях фирм, определяя ее возможности при ведении ценовой конкуренции. Напр. Американское общество по контролю качества (AQCS) создало в своем составе комитет по затратам на обеспечение качества товаров.
            По Фейгенбауму А. (Контроль качества продукции.- М.:Экономика, 1986г.)

СТРУКТУРА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО
(Фейгенбаум А., 1986 г.)

            ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ ЗАТРАТЫ НА
            1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА -

            - затраты времени работниками:
            - на подготовку программ;
            - организацию и внедрение систем;
            - разработку требований к контролю качества
            а) компонентов и сырья;
            б) процессов;
            в) продукции;
            - подготовка методик, инструкций по обеспечению качества;
            - анализ качества на допроизводственной стадии

            2. КОНТРОЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

            - изучение и анализ техн. процесса с целью выработки соответствующих методов и средств контроля у поставщиков;
            ---------------------------- на фирме изготовителе.

            3. ОБОРУДОВАНИЕ для получения на фирме-изготовителе информации о качестве.

            4. РАБОТУ С КАДРАМИ

            - создание программ обучения;
            - подготовку кадров

            5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
            (дни качества, конференции и т.п.)

 

            - организационные расходы;
            - расходы времени работников;
            - коммандировки и т.д.

            Это используется: - органами по сертификации;
            - коммерческими изданиями;
            - посредническими фирмами;
            - банками и др.кредиторами;
            - обществами потребителей;
            - обеспечивающими:
                        а) безопасность населения;
                        б) безопасность окружающей среды.

            Эти расходы по-существу сказываются на уровне закупочных цен и след. на себестоимости готовой продукции - поэтому они
важны.

            В их снижении заинтересованы обе стороны и фирма-поставщик компонентов и материалов и фирма-изготовитель готовой
продукции.
            Это приводит к особым формам работы фирм-потребителей с фирмами-поставщиками.
            Управление качеством снабжения
            Качество комплектующих изделий и компонентов

            В Японии одобрение фирмой-изготовителем (потребителем компонентов) практически всех изменений в производственном
процессе фирмы-поставщика, т.к. они могут стать причиной выпуска эффективных изделий.
            В США принято правило об обмене информацией между фирмами-изготовителями компонентов о доле деффектных изделий в партии. Анализируя эти данные, разрабатывают межфирменные стандарты, устанавливающие предельную долю дефектных изделий в партии.

            В Японии действует система инспектирования фирмой-изготовителем готовой продукции и технологического процесса произ-
водства компонентов фирмы поставщика.
            В институтах проектирования создаются группы специалистов.
            Они несколько раз в год на заводах фирм-поставщиков:

            1. Надзор за всеми стадиями технологического процесса;
            2. Принимают меры по устранению различных нарушений и неисправностей;
            3. Анализируют выборки компонентов;
            4. По результатам работ составляют контрольные карты, подтверждающие способность технологического процесса обеспе-
чить стабильный уровень качества компонентов.

            Если инспектирование подтвердило высокое качество продукции и технологии фирмы-поставщика, то это повышает ее престиж,
создает благоприятный для сбыта имидж.
            Это заставляет такие фирмы постоянно заботиться о качестве своей продукции.
            Изготовитель компонентов обязан хранить до очередной инспекции определенные выборки компонентов, сгруппировав их по
видам и партиям, производимым в определенные сроки.
            При инспектировании применяют синтез штрафных оценок, что позволяет ранжировать поставщиков по качеству и регулировать
закупки.

            Фирма-потребитель может финансировать программы по качеству своего поставщика, так как

Имидж фирмы производителя

            РАСХОДЫ НА

            1. транспортирование от места продаж;
            2. монтаж, установку и наладку;
            3. обучение персонала;
            4. энергоносители;
            5. технич. обслуживание и ремонты в послегарантийный период;
            6. зап.части;
            7. зар.плату персонала;

            8. налоги;
            9. страховые взносы;
            10. утилизацию.

 
Связные ссылки
· Ещё о Качество и конкурентноспособность
· Новости admin


Самая читаемая статья из раздела Качество и конкурентноспособность:
Глава 9. Умение работать в коллективе (бригаде)

Экономика качества | Войти/Создать логин | 0 комментарии
Порог
  
За коментарии ответственны только те, кто их поместил. Мы не несём ответственности за них.
Обратная связь   |   Добавить статью   |   Регистрация   |   Предприятия   |   Карта сайта
Copyright c 2001 UDC Создание сайта, продвижение сайта - DA.net