|
Сейчас на сайте
|
|
Сейчас, 1 гость и 0 посетителей онлайн.
Вы анонимный пользователь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СТРУКТУРЕ КАЧЕСТВА
ПОЛЕЗНОСТЬ ОБЪЕКТА - способность обладать потребительной стоимостью.
КАЧЕСТВО - выражает не просто полезность объекта, а степень полезности.
ЭКОНОМИКА КАЧЕСТВА |
2001(c) подбор материалов, обработка, редактирование, дизайн - UDC |
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СТРУКТУРЕ КАЧЕСТВА ПОЛЕЗНОСТЬ ОБЪЕКТА - способность обладать потребительной стоимостью. КАЧЕСТВО - выражает не просто полезность объекта, а степень полезности.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО - изменение, посредством регулирующих воздействий фактических затрат и их структуры с целью обеспечения заданного эффекта.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ от изменения качества - денежное выражение экономического результата, связанного с изменением качества (может быть положительным и отрицательным).
Один из важных видов экономического эффекта при обеспечении качества - предотвращенный убыток, т.е. не возникший отрицательный экономический (результат) эффект благодаря обеспечению качества.
Убытки бывают двух родов:
1. Уменьшение наличного имущества (так называемый "положительный ущерб") Например - потери от брака.
2. Упущенная выгода - т.е. недополучение тех имущественных благ, которые могли бы быть получены, если бы было обеспечено "нужное" потребителю качество (т.е. не было бы вредного воздействия).
Таким образом, экономический эффект за счет обеспечения качества - сумма предотвращенного ущерба в результате проведения работ по обеспечению качества у изготовителя, посредника и потребителя (если он есть)
Экономическая эффективность обеспечения качества - характеристика получаемого экономического эффекта за счет обеспече- ния качества в сравнении с затратами, необходимыми для обеспечения определенного уровня качества.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАЧЕСТВА
I. ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ.
Когда философы говорят о качестве - то имеют в виду то, что один объект (вещь) отличается от другого (автомобиль от паровоза). Вспомним:"ВЕЩЬ В СЕБЕ". |
Когда о качестве говорят экономисты, специалисты по контролю, оценке управления качеством, то имеют в виду то, что одно изделие "лучше", "качественнее", "в большей степени удовлетворяет наши запросы". Вспомним:"ВЕЩЬ ДЛЯ НАС".
К - изменение качества (ценности); D - удорожание для получения данного ( К) (Дополнительные затраты на качество)
Комментарий: Наши переводы: Потребительная стоимость (der Wert) - ценность, полезность, приятность (но никак не Kosten - не затраты).
Казалось бы, ценность, полезность вещей определяется количеством вещей и их качеством, т.е. существует соблазн утверждать, что полезность (П) = произведению количества (V) на качество (К). Но удвоение производительности станка по сравнению со старым еще не означает, что он стал в два раза полезней. Если, например, увеличение в таком размере производительности потребителю не требуется, то речи о пропорциональном увеличении полезности не может быть. Следовательно, качество и количество могут определять "полезность" только в преломлении с запросами потребителя - причем конкретного, т.е. П = V х К В общем случае или полезность (П) может быть не пропорциональна количественным показателям качества, следовательно можно говорить о нелинейной зависимости полезности (П) от количественных показателей качества.
На рисунке 1. представлен вид функции П = f(k), выведенной американскими экономистами Дж.Ван Эттингером и Дж. Ситтин- гом.
II. ПОЛЕЗНОСТЬ И СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТА.
Существует ли прямая зависимость между полезностью (П) (потребительной стоимостью) объекта и его ценой (Ц), т.е. Справедливо ли : ?
Ц = А х П, где А - постоянный коэффициент
А = const или А = const |
|
Потребительная стоимость (полезность) на нормальных стабильных рынках часто отождествляется с ценой при постоянном значении потребления (иначе, казалось бы, должно возрастать или уменьшаться потребление). Т.е. объективная цена (Цо) должна соответствовать степени полезности объекта - его потребительной стоимости.
Цо = П Но равна ли объективная цена качества - реальной рыночной. Однако, в реальных условиях, кроме полезности на спрос влияют многие субъективные и объективные факторы: - имидж фирмы-производителя; - время продаж; - оценочные статьи в прессе; - усилия в сфере фосстис. А поскольку цена на рынке - функция спроса (С) и предложения (П), то Цр = П
То, есть реальная цена и объективная цена, отражающая степень полезности объекта - разные понятия. Однако в нормальных условиях, реальная цена с течением времени ---- приближается к объективной. Цр ---- Цо Если потребитель за меньшую полезность платит большую цену - это его субъективная ошибка ( ), т.е.
= Цо - Цр , при Цр > Цо
переплата, реальная объективная связанная с ошибкой потребителя
= Цо - Цр , при Цр < Цо
недоплата потребителя, связанная с ошибками производителя (продавца)
(Не обеспечил ФОССТИС, не провел сертификацию и т.д.) |
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЭКСТЕНСИВНОСТИ И ИНТЕНСИВНОСТИ
Возможны два вида зависимости между изменением полезности (потребительной стоимости) и затратами на ее изменение
1) П = З, где: (1)
П - изменение полезности объекта;
полезность новая П = полезность старая
З - затраты на изменение полезности объекта;
новые затраты потребителя З = старые затраты потребителя
Формула (1) носит название "Формулы экстенсивного развития". Т.е. если изобретатель предложил станок с удвоенной производительностью, но требующий от производителя в 2 раза больше затрат, то ИЗОБРЕТАТЬ БЫЛО НЕЧЕГО.
2) П = З > 0 (2)
Это "Формула интенсивного развития"
Т.е. если изобретатель предложил потребителю - фирме, осуществляющей перевозки новый автобус, который способен с тем же комфортом перевести в 2 раза больше пассажиров, что ему также выгодно, но требует от данной фирмы в 1,5 раза больших затрат, то можно говорить, что изобретатель выбрал интенсивный путь развития, --- усовершенствование дает положительную эффективность потребителю: 2 - 1,5 > 0, т.е. эффективность для потребителя = П = З > 0 Таким образом, существует нелинейная зависимость между затратами на изменение качества и изменением его уровня. Как доказали Дж.Ван Эттингер и Дж Ситтинг функция З = f(х) имеет вид степенной зависимости (рис.2)
Нелинейность зависимости затрат на качество и полезности объекта от его уровня качества позволяет сделать вывод о су- ществовании оптимального уровня качества
С Т Р У К Т У Р А ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО |
|
Расходы на качество играют не последнюю роль в конкурентных позициях фирм, определяя ее возможности при ведении ценовой конкуренции. Напр. Американское общество по контролю качества (AQCS) создало в своем составе комитет по затратам на обеспечение качества товаров. По Фейгенбауму А. (Контроль качества продукции.- М.:Экономика, 1986г.)
СТРУКТУРА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО (Фейгенбаум А., 1986 г.)
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ ЗАТРАТЫ НА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА -
- затраты времени работниками: - на подготовку программ; - организацию и внедрение систем; - разработку требований к контролю качества а) компонентов и сырья; б) процессов; в) продукции; - подготовка методик, инструкций по обеспечению качества; - анализ качества на допроизводственной стадии
2. КОНТРОЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- изучение и анализ техн. процесса с целью выработки соответствующих методов и средств контроля у поставщиков; ---------------------------- на фирме изготовителе.
3. ОБОРУДОВАНИЕ для получения на фирме-изготовителе информации о качестве.
4. РАБОТУ С КАДРАМИ
- создание программ обучения; - подготовку кадров
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА (дни качества, конференции и т.п.) |
|
- организационные расходы; - расходы времени работников; - коммандировки и т.д.
Это используется: - органами по сертификации; - коммерческими изданиями; - посредническими фирмами; - банками и др.кредиторами; - обществами потребителей; - обеспечивающими: а) безопасность населения; б) безопасность окружающей среды.
Эти расходы по-существу сказываются на уровне закупочных цен и след. на себестоимости готовой продукции - поэтому они важны.
В их снижении заинтересованы обе стороны и фирма-поставщик компонентов и материалов и фирма-изготовитель готовой продукции. Это приводит к особым формам работы фирм-потребителей с фирмами-поставщиками. Управление качеством снабжения Качество комплектующих изделий и компонентов
В Японии одобрение фирмой-изготовителем (потребителем компонентов) практически всех изменений в производственном процессе фирмы-поставщика, т.к. они могут стать причиной выпуска эффективных изделий. В США принято правило об обмене информацией между фирмами-изготовителями компонентов о доле деффектных изделий в партии. Анализируя эти данные, разрабатывают межфирменные стандарты, устанавливающие предельную долю дефектных изделий в партии.
|
В Японии действует система инспектирования фирмой-изготовителем готовой продукции и технологического процесса произ- водства компонентов фирмы поставщика. В институтах проектирования создаются группы специалистов. Они несколько раз в год на заводах фирм-поставщиков:
1. Надзор за всеми стадиями технологического процесса; 2. Принимают меры по устранению различных нарушений и неисправностей; 3. Анализируют выборки компонентов; 4. По результатам работ составляют контрольные карты, подтверждающие способность технологического процесса обеспе- чить стабильный уровень качества компонентов.
Если инспектирование подтвердило высокое качество продукции и технологии фирмы-поставщика, то это повышает ее престиж, создает благоприятный для сбыта имидж. Это заставляет такие фирмы постоянно заботиться о качестве своей продукции. Изготовитель компонентов обязан хранить до очередной инспекции определенные выборки компонентов, сгруппировав их по видам и партиям, производимым в определенные сроки. При инспектировании применяют синтез штрафных оценок, что позволяет ранжировать поставщиков по качеству и регулировать закупки.
Фирма-потребитель может финансировать программы по качеству своего поставщика, так как
Имидж фирмы производителя
РАСХОДЫ НА
1. транспортирование от места продаж; 2. монтаж, установку и наладку; 3. обучение персонала; 4. энергоносители; 5. технич. обслуживание и ремонты в послегарантийный период; 6. зап.части; 7. зар.плату персонала; |
8. налоги; 9. страховые взносы; 10. утилизацию. |
|
| |
|
Экономика качества | Войти/Создать логин | 0 комментарии |
| За коментарии ответственны только те, кто их поместил. Мы не несём ответственности за них. |
|